1. Нагоми питания
  2. Нагоми личности
  3. Нагоми здоровья

Нагоми личности

Научиться принимать другого в его непохожести на тебя самого – это принцип нагоми в действии.

Сравнивать себя с другими – естественное побуждение человека, но слишком часто мы судим о себе, исходя из умозрительных представлений о ценностях, присущих другим людям.

В прошлом численность группы людей и характерные особенности ее представителей, с которыми человек себя сравнивал, определялись положением в социуме и во многом зависели от места проживания. В последние годы социальные сети позволили нам сравнивать себя с миллионами людей на всем земном шаре.

Сегодня многие используют социальные сети как платформу для продвижения собственных идей и проектов, демонстрируя всему миру, какие они интересные и крутые.

«Гонка вооружений» в соцсетях привела к тому, что теперь выбравшие виртуальную жизнь люди ощущают постоянное давление извне, побуждающее их почти уже все делать напоказ, занимаясь в основном саморекламой. Может, кому-то сие и приносит удовольствие, но это только если у человека нет вовсе никаких духовных запросов.

В любом случае, чтобы почувствовать удовлетворенность собственной жизнью, человек должен быть внутренне спокоен, а это значит, что ему хорошо бы если не постичь нагоми, то хотя бы узнать о его существовании. Первый шаг на этой дороге – принятие себя таким, каков ты есть. Данную задачу разные люди решают по-разному, причем многое зависит от обстоятельств.

В науке удовлетворенности жизнью, также известной под абстрактным понятием «счастье», важную роль играет когнитивная модель иллюзии фокусировки. Если объяснять термин проще, это склонность сосредоточиваться на каком-то одном недостатке или «дефекте» жизненных обстоятельств и чувствовать из-за этого общую неудовлетворенность жизнью, то есть ощущать себя несчастным. Вот и считают себя люди обойденными судьбой, хотя объективно все не так уж плохо.

Трудно спорить с тем, что такой данности как «идеальная жизнь» нет и быть не может, но люди склонны полагать, что существует какое-то чудодейственное решение, которое разом избавит их от всех проблем. Всем известно, что за деньги не купишь счастье, не говоря уж о любви, но все равно иногда нам кажется, что это все-таки возможно.

Чувство собственного достоинства играет важную роль в процессе обретения нагоми. Уверенность в собственных силах – это очень хорошо, коль скоро она не заходит слишком далеко и не превращается в чрезмерную самоуверенность, которая в итоге нарушает жизненный баланс.

В нашей самооценке нагоми – это понимание и принятие истинного себя, всех своих сильных и слабых сторон. Это способность примириться с тем, что невозможно изменить, и осознать его как неотъемлемую часть в гармоничном (да, гармоничном!) существовании своей личности. Один из способов практического использования этой способности – научиться прощать, вместо того чтобы взращивать в себе злость или чувствовать вину. Прежде всего нужно простить себя за содеянное в прошлом и точно так же прощать других за их проступки по отношению к вам. Если в вашей жизни такого равновесия нет, достичь нагоми невозможно.

Принимая себя таким, какой он есть, человек перестает зависеть от мнения окружающих и страдать по поводу собственного несовершенства. То, что говорят о нас люди, не имеет значения, потому что уверенность в собственных силах делает нас неуязвимыми.

«Всегда найдется кто-то, кто умнее тебя, богаче тебя и красивее тебя. Но нет никого, кто был бы лучшим тобой»

Еще одна очень важная деталь, без которой нагоми личности недостижимо, – это гаман, концепция, тесно связанная в японской культуре с такими понятиями, как упорство и настойчивость. Гаман – это одна из наиболее важных идей в дзен-буддизме, принцип, который культивировался и практиковался на протяжении многих столетий, особенно среди представителей самураев в средние века. Но гаман, или, говоря иначе, выдержка и самообладание, вполне может послужить этическим принципом и в XXI столетии.

Итак, нагоми личности зависит от способности принимать предлагаемые обстоятельства, не сетуя на них, умения прощать и степени уверенности в себе. В самом крайнем и предельно простом своем проявлении нагоми личности – это полное отрицание любых эгоцентричных соображений.

Ощущение сродни медитации сохраняется даже в самый разгар медийного хаоса. Ведь одно из основных философских положений дзен-буддизма – освобождение от земных желаний и привязанностей, за которым следует восстановление внутреннего баланса, не подверженного влиянию извне. Медитация помогает развить осознанность, которая делает возможным достижение всего перечисленного выше. Напомню, что осознанность – это умение человека сосредоточиваться на выбранных им событиях и ощущениях и контролировать свое внимание. Представьте себе дзенского монаха посреди толпы журналистов, охотящихся за комментариями, и папарацци. Видит он их? Слышит? Нет, конечно.

Одним их ключей понимания дзенских аспектов социальной личности в японском контексте является анонимность.Подавляющее большинство аккаунтов в японском сегменте Twitter анонимно, возможно, потому, что многие чувствуют, что, не открывая свое имя, они могут более откровенно высказывать собственную точку зрения.И хотя такое доминирование анонимности имеет свои минусы и проблемы с точки зрения формирования общественного дискурса, этика, о которой я упомянул – «Неважно, кто я», помогла создать множество интереснейших интернет-мемов, а также эмодзи, без существования которых мы уже не мыслим себе онлайн-общение. Эмодзи вряд ли появились бы на свет, если бы не общая в среде японских пользователей тенденция «прятаться» за мемами, вместо того чтобы выйти из зоны комфорта своей анонимности и открыто выразить себя. Таким образом, эмодзи – это результат достижения нагоми между потребностью в самовыражении и желанием оставаться в тени.

Вообще анонимность в Японии всегда являлась важной частью формирования личности в социальном контексте. В традиционном для Японии средневековом поэтическом жанре вака было принято представлять на суд публики стихотворения, подписанные ёмихито-сирадзу (буквально – неизвестный автор). Какой-нибудь аристократ, да даже сам император мог написать стихотворение в стиле вака от имени анонимного автора

Больше того, текст национального гимна Японии Кими га ё («Царствование императора») – это стихотворение из антологии лирической поэзии Кокин Вакасю («Собрание старых и новых песен Японии»), которое впервые увидело свет около 905 года и подписано ёмихито-сирадзу. В Японии анонимность всегда принималась обществом с пониманием и считалась достойной формой самовыражения – до такой степени, что «безымянное» стихотворение смогло стать национальным гимном.

Анонимность является связующей нитью и в мире богов. В Японии вам скажут, что существует восемь миллионов богов (яоёродзу-но ками). Здесь «восемь миллионов» – число метафорическое, обозначающее бесконечность. Таким образом, любое божество в японском пантеоне практически анонимно, но не вследствие своей малозначимости, а потому, что каждое из них, каким бы оно ни было важным, всего лишь капля в безбрежном океане – легионе предположительно управляющих этим миром богов.

Но самое главное, что, применяя эти техники достижения нагоми личности, любой человек, даже будучи интровертом, может добиться больших успехов, оставаясь при этом закрытым, отстраненным и далеким от других, как луна на небе.

Нагоми личности позволяет нам выражать свою индивидуальность внутри данного социального контекста. В информационном обществе, где преобладает влияние инфлюенсеров и эхо-камер, нагоми личности предлагает надежный способ прочно связать себя с обществом, оставаясь при этом на некотором безопасном расстоянии.


Источники


Комментарии в Telegram-группе!